Замена блока СКЗИ тахографа согласно приказу №440

Замена блока СКЗИ тахографа согласно приказу №440

Замена блока СКЗИ тахографа согласно приказу №440, изображение №1

Что такое СКЗИ (НКМ)?

Блок СКЗИ тахографа — программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство. Это специальная энергонезависимая память, которая хранит информацию в зашифрованном виде посредством специальной защитной программы, которая производит шифровку и дешифровку данных на основании цифровой подписи, которую выдает удостоверяющий центр.
СКЗИ — средство криптографической защиты информации
НКМ «Навигационный Криптографический модуль» — это название блока СКЗИ, предназначенного для тахографа.
Что обеспечивает блок СКЗИ?
Шифрование и регистрацию информации в защищенной памяти в некорректируемом виде;
«Узнавание» пользователей по картам тахографа (водитель, предприятие, мастерская, контролер);
Хранение информации для создания и проверки электронной подписи;
Преобразование сигналов ГЛОНАСС в данные о времени и о координатах ТС;
Синхронизацию времени

Что нужно знать про СКЗИ пользователю?
ВАЖНО!

Замена блока СКЗИ происходит в случаях:
1. В связи с неисправностью
2. Окончание срока эксплуатации (один раз в 3 года)
Тахограф с блоком СКЗИ недостаточно установить на транспортное средство, его необходимо ввести в эксплуатацию!
Ввод в эксплуатацию включает в себя обязательную активизацию блока СКЗИ (НКМ)

ВАЖНО!
Активизацию имеет право проводить только мастерская, которая:
• имеет лицензию ФСБ по криптографии
• внесена ФБУ Росавтотранс в перечень мастерских:
Про все требования к тахографам уже было написано в прошлом приказе Минтранса России от 13.02.2013 № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства», но есть, конечно, некоторые изменения в новом приказе №440, который пришел на смену и вступил в силу 1 января 2021 года.

В статье пойдет речь о том:
— что должны делать мастерские по закону при замене блока СКЗИ (НКМ) в 2021 году ?
— сколько и у кого хранится блок СКЗИ (НКМ) тахографа?

Начнем с закона в котором прописано, что «Замена тахографа, блока СКЗИ тахографа в связи с неисправностью или окончанием срока эксплуатации должна осуществляться согласно технической документации организаций-изготовителей тахографов и/или блоков СКЗИ тахографов.» — формулировка в приказе Минтранса России от 28 октября 2020 года № 440 «Об утверждении требований к тахографам,…»
Однако и это еще не все.
В приказе так же написано следующее:

Согласно закону при замене блока СКЗИ тахографа в связи с окончанием срока эксплуатации мастерские должны:
1) демонтировать из тахографа блок СКЗИ тахографа;
2) передать демонтированный блок СКЗИ тахографа с сохраненным сертификатом открытого ключа на хранение владельцу транспортного средства.

Какие еще интересные пункты в приказе по поводу сколько хранить блок СКЗИ?
По поводу сроков хранения информации и самого блока СКЗИ.
Согласно тому же приказу №440 в Приложении № 3 прописаны Правила использования тахографов, установленных на транспортные средства и в п.13 указано, что должны делать владельцы ТС, и согласно п.10 приложения №4 прописано на основании какого закона владелец ТС должен хранить информацию.

Приложение №4 п. 10. «При использовании, обслуживании, ремонте и выводе из эксплуатации тахографа пользователи должны обеспечить сохранность информации, хранящейся в тахографе, с учетом требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» 15, Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.»
Приложение №3 п. 13.
13. Владельцы транспортных средств должны:
6) при выводе тахографа из эксплуатации обеспечивать хранение снятого блока СКЗИ тахографа в течение года;
7) обеспечивать направление неисправного или функционирующего со сбоями тахографа на ремонт в

мастерскую, сведения о которой учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне сведений о мастерских;
8) направлять в ФБУ «Росавтотранс» данные об утилизированных тахографах и блоках СКЗИ тахографов;
9) обеспечивать перед утилизацией тахографа запись в базу данных владельца транспортного средства сохраненной в тахографе информации и ее хранение в течение одного года;
Что же должна делать мастерская с блоками СКЗИ (НКМ) в 2021 году?
11. Вывод из эксплуатации тахографа, блока СКЗИ тахографа должен осуществляться в соответствии с требованиями технической документации организаций-изготовителей тахографов и (или) блоков СКЗИ тахографа. После вывода тахографа, блока СКЗИ тахографа из эксплуатации в связи с его неисправностью, окончанием срока эксплуатации, окончанием срока действия ключа квалифицированной электронной подписи и квалифицированного сертификата блока СКЗИ тахографа, мастерские должны:

1) выгрузить на внешние носители данные из тахографа и передать их владельцу транспортного средства;
2) демонтировать из тахографа блок СКЗИ тахографа и передать его на хранение владельцу транспортного средства. Работы должны осуществляться в соответствии с Положением ПКЗ-2005;
3) направить информацию в ФБУ «Росавтотранс» для учета сведений о выводе тахографа и блока СКЗИ тахографа из эксплуатации в соответствующих перечнях.

Таким образом мастерская выполняет все работы и передает владельцу транспортного средства информацию с тахографа и сам блок СКЗИ, который владелец ТС должен хранить самостоятельно в течение одного года и
по окончании срока хранения выведенного из эксплуатации блока СКЗИ тахографа должен обеспечить:

1) его утилизацию;
2) направление информации в ФБУ «Росавтотранс» для учета сведений об утилизации блока СКЗИ тахографа в соответствующем перечне.

Recommended Posts